Версия для слабовидящих
 На главнуюКарта сайтаНапишите нам!
ГЛАВНАЯ
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ВИДЕО
РУКОВОДСТВО. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
ПЛАНЫ РАБОТЫ
ФГОС НОО ОВЗ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТАМ
ПРАВИЛА ПРИЕМА
АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРОФСОЮЗ
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОМНАТА
СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
КНИГА ПАМЯТИ
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ ЗАКОН
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ЗДОРОВЬЕ
Страничка ЗОЖ
БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК
ОРКСЭ
Информационно-библиотечный центр
ОПОРНЫЙ ПУНКТ ПАВ
ФОТООТЧЕТЫ
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СОСТЯЗАНИЯ И ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ИГРЫ
ПИТАНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
ОПРОСЫ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС "СИМВОЛЫ РЕГИОНА"
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЫ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ
ПРЕДПИСАНИЯ
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ
ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
СИМВОЛЫ РЕГИОНА
ЛАГЕРЬ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ "РАДУГА"
НАГРАДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ
Всероссийская олимпиада школьников
БЖД, ПДД
Промежуточная аттестация
Антитеррор
ВПР
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Тренировка и развитие мышления

Как тренировать мышление

Один из лучших способов – решать задачи. Но для этого годятся не любые задачи, а лишь те, что тренируют творческий, нешаблонный подход к проблеме. Можно решать ребусы, головоломки (задачи на смекалку), разгадывать лабиринты, создавать силуэты из геометрических фигур.

Сегодня мы будем решать необычные задачи. Например, такую задачу. «Было два кролика; белый и серый. Кто-то из них ел морковку, кто-то капусту. Белый кролик ел морковку. Что ел серый кролик?» Кто догадался? Правильно, серый кролик ел капусту.

Перед вами много таких же задач. Каждую из них надо несколько раз внимательно прочитать, причем молча, как бы про себя. Потом хорошо подумать: что известно и что надо узнать. После этого на чистом листе, вы пишете ответ. Вначале номер задачи, а рядом с ним ответ. Будьте внимательны.

 На решение задач дается 30 минут.

1.    Аня, Катя и Вера играли в мяч. Две девочки играли с большими мячами. Одна девочка играла с маленьким мячом. У Кати и Веры были мячи одинакового размера. Какого размера был мяч у Кати?
2.    Миша, Петя и Коля рисовали. Два мальчика рисовали деревья, один мальчик рисовал дом. Петя и Коля рисовали одинаковое. Что рисовал Миша?
3.    Алла, Вера и Галя вязали. Две девочки вязали шапки, а одна - варежки. Алла и Вера вязали разное. Вера и Галя вязали разное. Что вязала Алла?
4.    Алик, Боря и Вова пилили дрова. Два мальчика пилили доски, один пилил бревно. Алик и Боря пилили разное. Боря и Вова пилили разное. Что пилил Боря?
5.    Галя, Маша, Даша и Лена вышивали. Три девочки вышивали листочки, одна девочка – цветочки. Маша и Галя вышивали разное. Галя и Лена вышивали разное. Что вышивала Галя?
6.    Игорь, Витя, Гена и Дима учились писать буквы. Три мальчика писали букву «И»; один букву «Р». Витя и Гена писали разные буквы. Витя и Игорь писали разные буквы. Какую букву писал Дима?
7.    Катя, Клава, Рита и Соня сажали овощи. Две девочки сажали огурцы, одна девочка -  помидоры, одна девочка - лук. Катя и Клава сажали разные овощи. Катя и Рита сажали разные овощи. Что сажала Рита?
8.    Толя, Олег, Степан и Сергей сушили грибы. Два мальчика сушили подосиновики, один сушил подберезовики, один белые. Олег и Степан сушили разные грибы. Олег и Сергей сушили разные грибы. Олег сушил подберезовики. Что сушил Толя?
9.    Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье. Две девочки варили из смородины, две девочки из крыжовника. Таня и Ира варили из разных ягод. Ира и Оля варили из разных ягод. Ира варила из крыжовника. Из чего варила варенье Юля?
10.    Толя, Федя, Женя и Андрей ели кашу. Два мальчика ели рисовую кашу, два мальчика – гречневую. Женя и Федя ели разную кашу. Федя и Толя ели разную кашу. Андрей ел гречневую кашу. Что ел Женя?
11.    Нина, Валя, Инна, Костя и Марина собирали фрукты в саду. Трое ребят собирали яблоки, двое груши. Костя и Марина собирали одинаковые плоды. Марина и Ваня собирали разные плоды. Ваня и Нина собирали разные плоды. Что собирала Инна?
12.    Зина, Вова, Юля, Коля и Лена читали. Трое ребят читали газеты, двое ребят - журналы. Вова и Юля читали одинаковое. Юля и Зина читали разное. Лена и Зина читали разное. Что читал Коля?
13.    Юра, Рита, Федя, Соня и Дима решали примеры, трое ребят решали примеры на сложение, двое решали примеры на вычитание. Федя и Соня решали разные примеры. Соня и Рита решали разные примеры. Рита и Юра решали разные примеры. Юра и Дима решали разные примеры. Какие примеры решал Федя?
14.    Петя, Вася, Галя, Наташа и Клава ловили рыбу. Трое ребят поймали по одной щуке, двое ребят поймали по одному карпу. Вася и Галя поймали разную рыбу. Галя и Наташа поймали разную рыбу. Наташа и Петя поймали разную рыбу. Петя и Клава поймали разную рыбу. Что поймала Наташа?

Упражнения на внимание и память младшим школьникам

Упражнение "Запрещенная буква".
     В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться.
А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся.
   Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим. Водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А".
   Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут?" А спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.
Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.

Игра "Что изменилось?"
   Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?
    Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

Упражнение "Все помню" (развитие внимания и памяти)

Эту веселую игру можно провести вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке.
За соблюдением этого условия следит судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры - названия городов. Конечно, города лучше называть общеизвестные, их легче запомнить.
Итак, начинаем игру. Участники состязания садятся в кружок.
- Тула, - говорит один. Судья тотчас же записывает это слово в контрольный листок.
Второй игрок, повторяя названный город, добавляет к нему название другого города:
- Тула, Полтава.
- Тула, Полтава, Омск, - объявляет третий.
Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень городов еще одним названием. Например.
- Тула, Полтава, Омск, Владивосток.
Так, каждый раз прибавляя по одному городу, играющие в свой очередной ход должны повторять все названные раньше города, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного.
Вначале это дается сравнительно легко, но когда перечень названий перешагнет за десяток, поневоле начнешь запинаться. А судья, приписывая в свой контрольный листок каждое вновь добавленное слово, зорко следит, не пропустит ли кто-нибудь хоть одно из них.
Допустивший ошибку выбывает из игры.
Оставшиеся продолжают состязание, пока кто-нибудь из них не окажется победителем.
Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.
    Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если  сбивается, повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е.  хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.
      Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, а). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Порадуйтесь вместе с ребенком успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву а, а букву п - подчеркни". Или так: "Зачеркни букву а, если перед ней стоит буква р, и подчеркни букву а, если перед ней стоит буква н". Фиксируйте время и ошибки. Не забудьте похвалить ребенка.

Птица - не птица.
Веселая игра на внимание и знание птиц.
Взрослый читает стишки. Задача ребенка внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните:
"А муха - это кто?"
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.,

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке!
Игра "Пуговица".
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Упражнение на усиление концентрации слухового внимания.

Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.
Например: "Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишете только тогда, когда я скажу: "Пишите!"
Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала.
Приведем некоторые из них:
1 класс - "Даны два числа: 6 и 3... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите
2... Затем отнимите еще 4... Пишите!.." (ответ: 3)
"Даны два числа: 15 и 23... Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7... Пишите!.." (ответ: 8)
2 класс - "Даны два числа: 27 и 32... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого
числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 4)
"Даны два числа: 82... и 68... К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа... и полученную сумму разделите на 4... Пишите!.." (ответ: 2)
3 класс - "Даны два числа: 54 и 26... Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго
числа... и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 5)
"Даны два числа: 56 и 92... Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 27)

В подобные упражнения можно ввести игровой момент: фокусника и мага, который может отгадывать числа: "Загадай число... прибавь к нему 5, теперь отними 2... отними то число, которое ты задумал... и умножь полученную разницу на 4... У тебя получилось..."

Приведенные упражнения позволяют удерживать и концентрировать внимание, причем получаемые данные могут свидетельствовать о медленной включаемости в работу (при неправильном решении первых заданий и правильном решении последующих) или о быстрой истощаемости внимания, неспособности сохранить его концентрацию (при правильном решении первых заданий и неправильном решении последующих), что позволяет учителю корректировать свою работу в зависимости от получаемых результатов.

Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания.

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
Пример (слова, которые необходимо ребенку подчеркнуть, выделены курсивом):

бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина
прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай


Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания
(умения выполнять несколько дел одновременно).
   Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

   Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются.
  В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

Упражнения на самооценку
«Я хочу — они хотят — я поступаю»
Цель • способствовать осознанию детьми мотивов своего поведения.

Взрослый задает ту или иную значимую для ребенка ситуацию, например: «Пришло время ложиться спать» или «Нужно решить, в какой одежде вы сегодня пойдете в школу». На полу раскладываются три листа бумаги, на одном написано крупными буквами «я хочу», на другом — «они хотят», на третьем — «я поступаю». Каждый ребенок поочередно встает на каждый из листов и говорит о том, как ему хочется обычно поступать в этой ситуации, чего хотят от него другие (мама, учительница), как он обычно поступает на самом деле.

«Я протестую...».
Цель • способствовать самовыражению детей.

Ведущий просит детей плотно сжать губы и, ощутив их напряжение, побыть некоторое время в этом состоянии.
После этого дети перебрасываются мячиком, по очереди заканчивая фразу: «Я протестую против плохих отметок!» При этом ребенок должен говорить очень громко, фактически кричать.


«Шаги правды».
Цель • способствовать повышению рефлексии детей.

Ведущий заранее вырезает из бумаги следы и выкладывает их на полу — от одной стены до другой. Один из детей становится водящим. Обращаясь к нему, взрослый называет какое-нибудь качество, которое, как он считает, тому присуще. Если ребенок соглашается с этим, то он делает по следам шаг вперед. Если нет, то остается на месте. Надо стремиться к тому, чтобы пройти по следам весь путь, оставаясь при этом честным.

«Скульптура моих хороших качеств».
Цель • содействовать повышению самоуважения детей.

Ребенок совместно с взрослым  вспоминает свои хорошие качества и подбирает к каждому пластилин определенного цвета. Затем определяет свое главное хорошее качество, размышляет о том, на что оно похоже, как его можно слепить. После этого он добавляет в скульптуру все другие свои хорошие качества.
«Рисунок имени».
Цель • содействовать повышению самоуважения детей.

Взрослый просит детей представить, что они уже выросли и стали кто-то известным мореплавателем, кто-то врачом, может быть, знаменитым ученым или писателем. Решено выпустить красивый альбом в честь каждого. На этом альбоме должно быть написано имя знаменитости, украшают его интересные рисунки. Каждый из детей с помощью взрослого придумывает, какие рисунки могут быть помещены в альбоме рядом с его именем, описывает их устно, а затем на листе бумаги пишет красиво свое имя и рисует задуманное.

«Раньше — сейчас».
Цель • помочь осознанию детьми процесса своего изменения и взросления.

Ребятам раздаются таблички, которые они заполняют сами, а потом на доске заполняется общая сводная таблица.
РАНЬШЕ МЫ    СЕЙЧАС МЫ
Не умели...    Умеем...
Не любили...    Любим...
Не хотели...    Хотим...
Не знали...    Знаем...
После того как таблица будет заполнена, ведущий предлагает детям посмотреть, что в них изменилось. В результате обсуждения делается вывод о том, что человек постоянно меняется в лучшую сторону.

© 2015 Отдел образования Абатского района Тюменской областиРазработка сайта: ООО "Институт геоинформационных систем"